ПАРАВИЗУАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Основным элементом паравизуального индикатора является ци­линдр, на поверхности которого нанесена черная спиральная линия, приводимый во вращение двигателем-генератором (рис. 5.15). По­ка цилиндр 1 неподвижен, в прорези кожуха 2 видны неподвиж­ные черные и белые ромбы При вращении цилиндра ромбы посту-

ПАРАВИЗУАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

пательно перемещаются вдоль прорези. Чем выше скорость враще­ния, тем больше скорость их поступательного движения.

Один из трех индикаторов, входящих в комплект, устанавли­вают перед летчиком (рис. 5.16). Он служит для выдачи команд по крену.

При появлении команды на создание крена цилиндр со спи­ральной линией начинает вращаться таким образом, что движение этой линии показывает направление необходимого крена. Когда крен достигает величины, нужной для выхода самолета на ЛЗП, вращение цилиндра прекратится.

Таким образом, между отклонением командных стрелок и вра­щением паравизуальных индикаторов существует аналогия: на­правление отклонения командной стрелки и направление движения спиральной линии показывают направление нужного крена. При создании необходимого по величине крена командная стрелка воз­вращается к нулевому положению, а паравизуальный индикатор останавливается.

Два других индикатора, располагаемых по бокам впереди от летчика, служат для индикации команд по тангажу. Направление движения спиральной линии этих индикаторов («вперед» или «на-

ПАРАВИЗУАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Подпись: Рис. 5.16. Размещение паравизуальных индикаторов тангажа Т и крена К

Рис. 5.17. Структурная схема паравизуального индикатора

зад») указывает на необходи­мость увеличения или уменьше­ния тангажа.

Подпись: Рис. 5.18. Совмещенный паравизуаль- ный индикатор Подпись:Подпись: Рис. 5.19. Показания совмещенного паравизуального индикатора: а — влево; б — вправо; в — ввеох: г — вниз; д — вниз и влево; е — вниз и вправо- 'ж — вверх и вправо; з — вверх и влево На рис. 5.17 приведена струк­турная схема паравизуального индикатора с усилителем. Напря­жение с вычислителя командных сигналов подается на усилитель. После усиления, а при необходи­мости и преобразования оно по­дается на двигатель-генератор, приводящий во вращение ци­линдр со спиральной линией. На­пряжение, пропорциональное ско­рости вращения, снимается с ге­нератора и используется для ско­ростной обратной связи, улучша­ющей динамические характерис­тики всего контура. Скорость вращения цилиндра и перемеще­ния ромбов пропорциональна сиг­налу вычислителя.

Как показали исследования, летчики хорошо замечают изме­нение скорости перемещения ром­бов й учитывают это при управ­лении самолетом. Поэтому пило­тирование по паравизуальным индикаторам не вызывает затруд­нений.

Как уже указывалось раньше, сигналы паравизуальных индика­торов благодаря периферическо­му зрению замечаются летчиком и в тех случаях, когда его взгляд направлен на другой объект, на­ходящийся возле индикатора. Этим объясняется название этих индикаторов: приставка «пара» (para) по-гречески означает «возле, около». По некоторым данным человеческий глаз спосо­бен видеть движущиеся изобра­жения, которые расположены вле поля обзора, имеющего сердце­образную форму с углами раство­ра в стороны ±60°, вверх 55° и вниз 70°.

Для полетов в ночных условиях каждый индикатор имеет осве­титель, расположенный внутри его. При возникновении отказов в тракте формирования командного сигнала или в самом индикаторе прорезь в кожухе индикатора закрывается специальной шторкой.

Наряду с рассмотренными паравизуальными индикаторами, каждый из которых служит для выдачи только одной команды — по крену или тангажу, — в последние годы получили распростра­нение совмещенные индикаторы (рис. 5.18). Один такой индикатор может выдавать одновременно обе команды.

В совмещенном индикаторе имеются два коаксиальных цилинд­ра, на которых нанесены черные спиральные линии. Внешний ци­линдр выполнен из прозрачного материала и потому через него видна поверхность внутреннего цилиндра. Направление спиральных линий на внешнем и внутреннем цилиндрах разное: на одном на­несена левая спираль, на другом — правая. В результате их нало­жения образуются белые ромбики.

Каждый цилиндр приводится во вращение отдельным двигате­лем. В зависимости от скорости вращения белые ромбики переме­щаются в том или ином направлении. При этом перемещение ром­биков влево и вправо указывает на необходимость создания крена (рис. 5.19).

Команда по управлению тангажом выдается вертикальными перемещениями ромбиков. Перемещение белых ромбиков в любом другом направлении указывает на необходимость управления по крену и тангажу одновременно.

Совмещенный паравизуальный индикатор используется в ко­мандной пилотажной системе фирмы Коллинз в комплексе с пило­тажным прибором с А-образным командным индексом. Командные сигналы в этом случае используются для отклонения командного индекса и приведения в действие паравизуального индикатора. При возникновении отказов в индикаторе или тракте формирования командных сигналов цилиндры закрываются черной шторкой.

Проведенные испытания и опыт эксплуатации паравизуальных индикаторов показали высокую точность и легкость пилотирования по ним. Это обстоятельство побудило к расширению исследовании по их использованию, в частности, для выдачи информации об от­клонениях различных контролируемых параметров (скорости, вы­соты и других) от заданных значений.