ПАРАВИЗУАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Основным элементом паравизуального индикатора является цилиндр, на поверхности которого нанесена черная спиральная линия, приводимый во вращение двигателем-генератором (рис. 5.15). Пока цилиндр 1 неподвижен, в прорези кожуха 2 видны неподвижные черные и белые ромбы При вращении цилиндра ромбы посту-
пательно перемещаются вдоль прорези. Чем выше скорость вращения, тем больше скорость их поступательного движения.
Один из трех индикаторов, входящих в комплект, устанавливают перед летчиком (рис. 5.16). Он служит для выдачи команд по крену.
При появлении команды на создание крена цилиндр со спиральной линией начинает вращаться таким образом, что движение этой линии показывает направление необходимого крена. Когда крен достигает величины, нужной для выхода самолета на ЛЗП, вращение цилиндра прекратится.
Таким образом, между отклонением командных стрелок и вращением паравизуальных индикаторов существует аналогия: направление отклонения командной стрелки и направление движения спиральной линии показывают направление нужного крена. При создании необходимого по величине крена командная стрелка возвращается к нулевому положению, а паравизуальный индикатор останавливается.
Два других индикатора, располагаемых по бокам впереди от летчика, служат для индикации команд по тангажу. Направление движения спиральной линии этих индикаторов («вперед» или «на-
Рис. 5.17. Структурная схема паравизуального индикатора
зад») указывает на необходимость увеличения или уменьшения тангажа.
На рис. 5.17 приведена структурная схема паравизуального индикатора с усилителем. Напряжение с вычислителя командных сигналов подается на усилитель. После усиления, а при необходимости и преобразования оно подается на двигатель-генератор, приводящий во вращение цилиндр со спиральной линией. Напряжение, пропорциональное скорости вращения, снимается с генератора и используется для скоростной обратной связи, улучшающей динамические характеристики всего контура. Скорость вращения цилиндра и перемещения ромбов пропорциональна сигналу вычислителя.
Как показали исследования, летчики хорошо замечают изменение скорости перемещения ромбов й учитывают это при управлении самолетом. Поэтому пилотирование по паравизуальным индикаторам не вызывает затруднений.
Как уже указывалось раньше, сигналы паравизуальных индикаторов благодаря периферическому зрению замечаются летчиком и в тех случаях, когда его взгляд направлен на другой объект, находящийся возле индикатора. Этим объясняется название этих индикаторов: приставка «пара» (para) по-гречески означает «возле, около». По некоторым данным человеческий глаз способен видеть движущиеся изображения, которые расположены вле поля обзора, имеющего сердцеобразную форму с углами раствора в стороны ±60°, вверх 55° и вниз 70°.
Для полетов в ночных условиях каждый индикатор имеет осветитель, расположенный внутри его. При возникновении отказов в тракте формирования командного сигнала или в самом индикаторе прорезь в кожухе индикатора закрывается специальной шторкой.
Наряду с рассмотренными паравизуальными индикаторами, каждый из которых служит для выдачи только одной команды — по крену или тангажу, — в последние годы получили распространение совмещенные индикаторы (рис. 5.18). Один такой индикатор может выдавать одновременно обе команды.
В совмещенном индикаторе имеются два коаксиальных цилиндра, на которых нанесены черные спиральные линии. Внешний цилиндр выполнен из прозрачного материала и потому через него видна поверхность внутреннего цилиндра. Направление спиральных линий на внешнем и внутреннем цилиндрах разное: на одном нанесена левая спираль, на другом — правая. В результате их наложения образуются белые ромбики.
Каждый цилиндр приводится во вращение отдельным двигателем. В зависимости от скорости вращения белые ромбики перемещаются в том или ином направлении. При этом перемещение ромбиков влево и вправо указывает на необходимость создания крена (рис. 5.19).
Команда по управлению тангажом выдается вертикальными перемещениями ромбиков. Перемещение белых ромбиков в любом другом направлении указывает на необходимость управления по крену и тангажу одновременно.
Совмещенный паравизуальный индикатор используется в командной пилотажной системе фирмы Коллинз в комплексе с пилотажным прибором с А-образным командным индексом. Командные сигналы в этом случае используются для отклонения командного индекса и приведения в действие паравизуального индикатора. При возникновении отказов в индикаторе или тракте формирования командных сигналов цилиндры закрываются черной шторкой.
Проведенные испытания и опыт эксплуатации паравизуальных индикаторов показали высокую точность и легкость пилотирования по ним. Это обстоятельство побудило к расширению исследовании по их использованию, в частности, для выдачи информации об отклонениях различных контролируемых параметров (скорости, высоты и других) от заданных значений.